Рыбалка на Мальдивах. Экстремальный Юг.

На Мальдивах рыбы нет, а если есть, то одна мелочь! Вот, что я обычно слышу от большинства рыболовов, которые побывали на Мальдивах.
Не раз писал, почему так происходит, и о сложностях, связанных с этим направлением, при этом, большинство моих поездок говорит об обратном. Рыба есть, и крупная. Да, поймать непросто, да нужно поработать, но поймать можно, и не мало. Тут действительно важно понимать, когда и где ловить, не говоря уже о том, как и с кем.

Моя первая поездка на юг Мальдивского архипелага была запланирована еще на начало марта 2019 г, но, уже перед самым выездом в аэропорт мне написали «Не едь», и я не поехал. Потом пандемия и другие «радости» перенесли визит на начало 2023 г. Дальний юг, близость к экватору и неизведанные места давно манили. Тогда эти места мне представлялись совсем иначе, и даже была идея поймать тунца нахлыстом.

Весной 2023 г. идея поездки принципиально изменилась, и сейчас я хотел создать относительно недорогой, но очень рыболовный тур. Чтобы программа получилась стройной, я должен проверить все сам, и только после этого принять решение, предлагать ли такой вариант рыболовного тура желающим. В этом заключается важная часть моей работы, которая связана не только с организацией самого тура, а с оценкой работоспособности нового направления. По традиции ко мне присоединилось несколько смельчаков готовых к эксперименту, и мы полетели.

Группа разделилась на две части. Я с двумя товарищами жил на локальном острове, а два моих друга разместились с семьями в пятизвездном отеле. Получилось так, что мы убили двух зайцев и смогли выявить все плюсы и минусы жизни в мальдивской деревне и комфортном отеле. Понимая, что локальный остров предлагает скромное размещение и питание, я запланировал три ужина в ресторане того же отеля, где жили мои друзья. Это позволило нам сохранить сплочённость и узнать, что предлагает отель.
Рыбалка была запланирована на двух катерах 25 и 36 футов. Вообще я не любитель маленьких катеров, но с точки зрения экономии средств, нужно было проверить и такой вариант. В итоге я отказался от малого катера, так как он не отвечал необходимым требованиям оснащения и в нем было откровенно тесно. Так что теперь я точно знаю, что мой стандарт рыболовного тура не совместим с катерами длиной менее 30 футов в принципе. Не буду описывать подробные детали, просто поверьте, для реальной рыбалки на Мальдивах, особенно в южной части, маленький катер не подходит.

Прежде, чем рассказать о деталях жизни на нашем острове и организации всего рыболовного процесса, я решил подробно описать места ловли, рыболовные нюансы и поделиться общими ощущениями. Чтобы оперативно следить за свежими отчетами и получать полезную информацию, рекомендую подписаться на мой Telegram канал ССЫЛКА. Там свежие отчеты, много фото и видео, а, главное, мысли и опыт, которыми я делюсь со всеми желающими.

Как вы уже поняли, на юг меня тянуло давно. Достаточно знать то, что это место паломничества всех дайвинг-сафари, а дайверы точно знают, где есть рыба. Также, именно здесь, на самом экваторе, расположены самые крупные и наименее заселенные атоллы. Минимальная плотность населения, большие расстояния между островами, резкие свалы на сотни метров и, конечно, рыболовная статистика говорят о том, что на юге Мальдив есть крупная рыба, ее много и наше дело понять, как ее поймать. При этом, там же великолепные возможности для легкой рыбалки и мелководной рыбалки нахлыстом. Я лично видел огромные песчаные отмели, протоки и массу интересных мест, где можно погулять с нахлыстом или легким спиннингом в поиске альбулы, спинорогов и разных тревали.
Нам удалось посетить три основных рыболовных зоны, но подробно изучить их просто не реально. Для этого нужно жить на Мальдивах.
Учитывая то, что нас интересовала рифовая рыбалка и охота за тунцом в открытых просторах, мы чередовали места, пытаясь извлечь максимум пользы.

Рыбалка внутри атолла.
Атолл просто огромен, в диаметре десятки километров. Иногда складывается впечатление, что ты где-то далеко в море. Однако именно внутри имеется россыпь мелких островов, песчаных банок и отмелей с коралловым рифом, где живут каранксы, групперы, снеперы и наполеоны. Именно тут нам удалось поймать этого губастого красавца прямо с поверхности, и именно тут я видел стаю огромных GT и других тревали, которые спокойно прошли у самого борта катера, не реагируя на приманки. Сюда мы приходили в поисках крупного GT и больших красных «окуней», оставив часть классных приманок. Уверен, что на свалах, в горизонте 60-100 м найдется немало желающих полакомиться нарядными джигами. Здесь же можно встретиться с тунцом, если отойти подальше от рифа, но основной упор нужно делать на рифовую ловлю.

Рыбалка на внешних границах атолла.
Это место, где НУЖНО готовиться к встрече с рыбой действительно серьезного размера. А меня поразили площади. Представьте себе красивый коралловый риф длиной 50 км. На вершине цепочка островов, прерываемая обширными мелководьями и протоками, а с внешней стороны непрерывный коралловый гребень, который выглядит привлекательно абсолютно в любом месте. Вот приходишь к нему, останавливаешь катер там, где нравится, и пошел чесать его, пока не надоест. Чистая вода, хорошая глубина, накатная волна, все внушает доверие. Остается дождаться взрыва на поверхности воды, затем визг фрикциона и – «чпок». Пошли перевязывать лидер и вешать новую приманку. Конечно, «чпок» происходит не всегда, но именно здесь мы попрощались с самыми крупными GT этой поездки. Для ловли крупной рыбы на мели нужен опыт и регулярная практика, тогда результаты будут значительно лучше. А еще я бы добавил долю везения, оно в таких случаях весьма необходимо.

Рыбалка офшор (Offshore).
Главное и самое важное для меня место. Тут царство пелагических хищников и гигантского тунца. Он то и оставил в нашей памяти самые потрясающие моменты и заставил пересмотреть подход к техническому оснащению. На первый взгляд все просто: смотришь в горизонт и ищешь стаю активной птицы в воздухе. Со временем по ее поведению становится понятно, что происходит под водой. Ведь наличие чаек не всегда говорит о наличии активной рыбы. Стая чаек может сидеть на поверхности или просто лететь в поисках пропитания, но вот когда она кружит над локальным участком и регулярно пикирует вниз, тогда моторы катера ревут, мы мчим к этому месту, не взирая на волну, и забрасываем приманки, не дожидаясь остановки лодки. Как правило, все происходит очень быстро, если тунец кормится у поверхности, то с высокой долей вероятности он поинтересуется красивым стиком или поппером. А там могут быть и парусник, махи махи или ваху. Иногда тунец игнорирует крупные приманки, потому что ест мелкого кальмара или малька длиной 3-5 см. В таких случаях нужно искать новую стаю. Чаще всего первыми отзываются некрупные и самые активные особи, а вот уже за ними могут подняться огромные мамы и папы. Никогда не знаешь наверняка, в какой момент произойдет та самая поклевка, но в нашем случае, это случалось не однократно, а системно. Самое главное - дождаться момента, не суетиться, быстро вытаскивать мелкую рыбу, если она села на крючок и стараться не кормить ею акул, которые постоянно рядом. Стоит зазеваться, отпустить небольшого, но проворного тунца в глубину, и все, следующие 10-15 минут уйдут на вываживание хорошей акулы. А дальше, как повезет, иногда спасти ценную приманку не удается.

Далеко от берега, в местах, на первый взгляд, не примечательных, установлены рыболовные буи. По каким принципам они ставятся именно там, я не знаю. Вокруг этих мест рыбачат промысловые лодки. Это очень интересный процесс, который популярен именно на Мальдивах. С борта сбрасывается привада в виде рыбного фарша, который создает шлейф питательной массы. Затем поверхность непрерывно поливают множеством струй воды, создавая некое подобие душа, что имитирует активность кормовой рыбешки. Десяток рыболовов в корме забрасывают удилища с крючками, обмотанными блестящей синтетикой. Удилища представляют собой крепкие длинные палки, а вместо лески - прочные веревки. За рыбацкой яхтой выстраивается стая тунцов, привлеченная вкусным шлейфом и «рыболовным душем», а далее рыболовы начинают забрасывать рыбу в лодку. Тунец хватает все, что попадет в воду, а очутившись в воздухе, бьется о борт и сам слетает с безбородого крючка. Как правило, так ловят мелкого стайного тунца, который не боится подойти близко к катеру и клюет массово. В общем, зрелище необычное, кому интересно - можно поискать видео такой рыбалки на Youtube. Не смотря на наличие рыболовов с «удочками», к спортивной рыбалке они отношения не имеют. Так вылавливают тонны рыбы без использования сетей.

За всей этой веселой компанией ходят и акулы, которые периодически отъедают рыбу у промысловиков, но там же есть и огромные тунцы, которые поедают мелких. Мы попытались половить вместе с промысловиками, забрасывая примаки в район кильватерной волны, но акулы нас просто достали и пришлось отойти в сторону.
Каким бы длинным ни был мой отчет, я не смогу передать всего, что нам удалось увидеть и ощутить за неделю, но постараюсь выделить самые важные моменты. Потому что именно на них я сконцентрирую внимание в следующий раз.

Первый контакт с желтоперым монстром произошел именно в районе буя. Мы пришли в это место впервые, на часах около полудня. Промысловики давно ушли, птицы почти нет, а мы решил сделать несколько пробных забросов. Иногда пелагиков привлекает активность на поверхности, и они могут всплыть без предупреждения.
Отсюда следует первая рекомендация, основанная на наблюдениях и опыте ловли желтоперого не только на Мальдивах:
Чтобы поднять с глубины монстра, нужна шумная приманка. Это может быть крупный поппер или стик с чашкой, который не только играет, но и создает пузыристый след на поверхности. Вообще в пузыри я верю больше, чем в мощные взрывы от поппера, но это мое субъективное мнение. Главное запомнить то, что рыбу необходимо подразнить. Не нужно спешить с проводкой! Пусть приманка будет в воде как можно дольше, и, главное, чтобы она бурлила.

Перейдя на корму, один из моих друзей забросывает поппер на среднюю дистанцию. Все расслаблены, явных признаков наличия рыбы нет. Приманка идет спокойно, с длинными паузами, создавая мощный бурун и пузыристый след. Море спокойное, волны почти нет, видимость замечательная. У самой лодки всплывает желтоперый тунец таких размеров, что я не верю своим глазам. Толстяк почти полностью вылетает из воды, берет поппер на скорости и уходит в глубину. Никто даже пикнуть не успел, как шоклидер мощностью в 200 Lb был срезан, будто лезвием.
Обычно такое бывало с более зубастыми хищниками, но с желтоперым тунцом никогда.
В связи с этим вывод такой:
Пора полностью пересмотреть подход к выбору шоклидера и перейти на давно проверенный вариант из двойного крученого с байтлидером из толстого флюра, о котором я обязательно расскажу позже. Шок должен амортизировать, защищать от мелких зубов и быть максимально прочным.

Часто бывает так, что, вылетая из воды и набрасываясь на приманку сверху, рыба глубоко заглатывает ее полностью. Судя по всему, так случилось и в этот раз. Тут же второй монстр показался под самым катером, сделал круг и скрылся. Конечно, я кричал всем – Бросай, бросай! Надеялся, что рыба развернется и атакует приманку еще раз, но этого не случилось. Такое зрелище я видел впервые в жизни и понял, что нигде и никогда не сталкивался с настолько большими тунцами. Случайность, подумали все, включая меня, но на следующий день история повторилась. Мы ловили под птицей, рыба среднего размера клевала активно, иногда у всех рыболовов одновременно. И тут, уже совсем в другом месте, опять всплывает «машина» и, не снижая скорости, уходит с приманкой. Непродолжительное вываживание закончилось полностью разогнутым крючком.

Из этой ситуации следует третий важный вывод:
Нужно очень внимательно выбирать крючки и отдавать предпочтение самым мощным и надежным. Проверенные SHOUT подвели, и теперь я точно знаю, что качество и прочность крючка может играть решающее значение в игре с большим тунцом, несмотря на то что SHOUT мне очень нравится. Будем переходить на крючки из самой толстой проволоки.

Третья встреча тоже случилась, но тут сыграл фактор случайности. Одну приманку атаковало сразу три тунца по очереди, и это нам удалось заснять на видео. В моем канале я выложил замедленное видео этого момента. К сожалению, первых два промазали по приманке, а третий тунец в очередной раз решил исход матча в свою пользу.

На результативность такой рыбалки влияет не только правильная подготовка, а ситуация в целом. В момент поклевки крупного тунца у соседей уже «висела» парочка желтых, которые метались в разные стороны и просто обрезали шнур самому «удачливому» рыболову. Когда попадаешь в такую раздачу, то все на таких эмоциях, что адреналин переполняет даже меня, не говоря уже о рыболовах. В такой ситуации ошибок не избежать, да и рыба движется непредсказуемо. В идеале нужно договориться так, чтобы на каждый подход к рыбе выходило 2 рыболова, а остальные ждали следующего подхода или окончания вываживания своих товарищей. Тогда вероятность потери трофея будет меньше, но установить такой порядок просто нереально))). Ловить хочется всем, не взирая на то, что клюнуло у соседа.

В любом случае, большая часть крупной рыбы была потеряна за счет слабых мест в оснащении, что нужно обязательно исправить.

Рифовая рыбалка не отличалась фантастической результативностью. Нужно было упорно работать, забрасывать и забрасывать, покрывая очень большие площади в поиске активного хищника. Да, мы поймали несколько достойных трофеевЕ, и не раз попадали в моменты активности. Однако, нужно учесть, что во многих местах я был впервые, и, зачастую, выходы на риф производились в разное время дня, при разном уровне воды. Я к тому, что на риф, прицельно мы сходили всего пару раз, а в остальных случаях приходили туда, лишь когда хотелось сменить обстановку.

Без потерь и тут не обошлось. Во-первых, на рифе довольно много акул, которые регулярно интересуются поверхностными приманками. Во-вторых, все толстяки, видимо, сговорившись, брали на мелководьях, где нужно плотно затягивать фрикцион и стараться утащить их в глубину, а это получалось далеко не всегда. Ну и в-третьих, это рыбалка, где пытаться гарантировать, что-либо, просто бессмысленно.
Если опираться на мое субъективное мнение, основанное на многодневном опыте ловли на умеренном юге и севере Мальдив, а также на дальнем севере, то здесь однозначно есть огромный рыболовный потенциал, который не раскрыт. Нескольких рыболовных дней недостаточно, чтобы уловить оптимальное время ловли, найти наиболее эффективные подходы и места, куда конкретно сейчас выходит хищник.

В нашем случае цвет приманки иногда играл очень важное значение, а самых «вкусных» приманок по традиции было не так много. Отлично показали себя приманки, в которых превалировал серебристо-голографический цвет тела, а также фиолетовые и розовые оттенки. Особенно хочу отметить стики DAIWA Saltiga Dive Star 220 F. Великолепная приманка для рыболова любого уровня подготовки. Очень легко управляется, стабильно играет и дает отличный шлейф из пузырей. Достать ее непросто, но, если получится, то сразу нужно заменить крючки, так как штатные очень хрупкие.

Несколько слов о том, что такое тестовый тур, и какие сюрпризы могут поджидать любого, кто осмелится поехать в непроверенное место. Я не просто так часто говорю об определенном стандарте, в котором готов работать. И дело вовсе не в предельной степени комфорта размещения или гастрономических изысках, хотя они никогда не помешают, а в деталях, из которых складывается целое. Важно, как все составляющие будут сочетаться друг с другом и насколько надежно работать. Логистика, уровень качества жилья и питания, соблюдение расписания, надежность техники, уровень подготовки принимающей стороны и многое другое должно быть учтено.
Например, в нашем случае бюджетной программы я выяснил, что размещение отвечает нужным требованиям, а система и качество питания - нет. Пришлось полностью отказаться от маленьких катеров, да и по большому катеру есть кое-какие замечания. В целом все нормально, но пока недостаточно для того, чтобы быть уверенным в работоспособности такого рыболовного тура. Приятно, то, что мальдивские партнеры внимательно прислушивались к пожеланиям и замечаниям, а также готовы внести ряд важных изменений в свою работу для повышения качества. И в данном случае речь идет о разумной достаточности, а не о чем-то очень специальном. Просто нужно, чтобы катер соответствовал современным требованиям, был оснащен необходимым набором электроники, еда была питательной и съедобной, соблюдалось строгое расписание по времени рыбалки. Нужно, чтобы гиды были заряжены на результат, понимали и чувствовали рыболовов, были хорошо подготовлены и оснащены всем необходимым для работы.

Оценивая все составляющие в целом, все было в «классическом» мальдивском стиле. По прилету в аэропорт нас встретили и помогли донести вещи до пирса. Гостевой дом расположен на соседнем острове, примерно в 400 м от места парковки катера. Сам остров совершенно не приспособлен для жизни и отдыха туристов с большой земли. Здесь живут местные, очень набожные люди, не привыкшие к роскоши, и для них мы были, как инопланетяне. Нас привезли в гостевой дом, который был построен относительно недавно. Довольно просторные комнаты, где есть все самое необходимое. Полноразмерные кровати, чистое белье, кондиционер, холодная и горячая вода. Столовой или кафе нет, поэтому мы ели, неподалеку, в местном кафе, которое не блещет разнообразием меню, но мальдивские ребята старались, как могли. Начало Рамадана оставило заметный след на программе нашего пребывания. Все закрыто, кафе открывают только под нас и не всегда вовремя). В местных магазинчиках тоже не разгуляешься, а про рыболовные снасти я вообще молчу, их просто нет в принципе. Все заказывается из столицы и доставляется на самолете.
Ухоженных пляжей на острове тоже нет, поэтому с семьей здесь делать нечего. Очень хорошо, что в программе было три визита в отель, вот там то мы и отрывались в первую очередь по еде. Наши друзья, которые жили в отеле с семьями скорее всего нас не поймут, а для нас вся рыболовная неделя стала настоящим приключением. Кстати, внимательнее изучив отель, я не нахожу его оптимальным местом для проживания в соотношении цены и качества. Но тунцов нам готовили в любом виде от стейков до севиче. Благодаря наличию ресторана удалось отметить выпавший на время тура мой день рождения, что было очень приятно.

Итак, сделав соответствующие выводы, решено кардинально сменить размещение в первую очередь. Для нового путешествия будет выбран более полноценный гостевой дом и другой отель. Мальдивские коллеги подкорректируют моменты, связанные с оборудованием катеров и персоналом. Мы же в следующий раз подготовимся, как следует, и обязательно дадим прикурить огромным тунцам и каранксам.

Уверен, мои мальдивские партнеры тоже получили ценный опыт в организации рыболовного тура, и в следующий раз будут четко знать, что требуется предоставить непритязательным рыболовам из России. Сейчас же я приступил к подготовке обновленной программы, учитывая полученный опыт в море и на суше.

Я рад, что нашел очень интересное место, именно с рыболовной точки зрения. Особенно приятно неожиданно выяснить, что на Мальдивах все еще есть крупная рыба, и поймать ее абсолютно реально.

Подробнее о рыбалке на Мальдивах в моем Telegram канале ССЫЛКА. Ознакомиться с рыболовными программами можно в специальном разделе сайта ССЫЛКА.