Big Pike Lodge - зимняя рыбалка.

Я давно слежу за многими известными рыболовами из Швеции и знаю, что именно здесь можно ловить рыбу просто, где угодно! В море, в больших и малых реках, в озерах совершенно разного размера, и даже в маленьких ручейках – и она всегда ловится! Именно в Швеции живут огромные щуки и окуни, судаки и лещи, ловится лосось, форель, арктический голец и хариус. Эта страна наполнена огромным количеством диких водоемов, на исследование которых может уйти вся жизнь.

У россиян рыбалка в Швеции не столь популярна, если сравнивать с Норвегией или Финляндией. Казалось бы, Швеция чуть дальше Финляндии, и значительно ближе Норвегии, что позволяет легко добраться сюда на автомобиле или самолете, но чаще всего эта страна становится транзитной, либо наши рыболовы сюда просто не доезжают.

Я думаю, что это происходит по нескольким причинам:
1. В Швеции не так много рыболовных баз, если сравнивать с Норвегией, а ещё не так широко развита аренда коттеджей, как в Финляндии. Основная концентрация рыболовных баз расположена в южной части страны. Здесь принято очень раннее бронирование: нередко за год до начала рыбалки лучшие места уже заняты.

2. В северной части, по моему субъективному мнению, самая лучшая рыбалка, как летом, так и зимой. Именно здесь самая высокая концентрация трофейной рыбы, но мест, где можно остановиться и арендовать катер или воспользоваться услугами профессионального рыболовного гида очень мало.

3. Лучшие места для ловли форели, хариуса и гольца труднодоступны, и там разрешено ловить только нахлыстом, находясь в условиях палаточного лагеря. Любителей ловли на мушку в России очень мало, а любителей пожить в тундре - ещё меньше.

Совокупность этих факторов делает Швецию наименее освоенной страной для россиян, но при этом именно здесь рыболовные ресурсы наиболее богаты. А трофейной рыбы, по моему мнению, гораздо больше, чем в соседней Финляндии.

BIG PIKE LODGE - одно из мест, где можно организовать любую рыбалку летом и зимой.
Вокруг несколько уникальных озерно-речных систем, впадающих в Балтийское море, где ловится крупная щука весом до 15 кг, огромные окуни, достигающие веса в 2 кг, лосось, форель, арктический голец, лещ, плотва и даже угорь.

Я решил начать с зимней рыбалки, и приехал на несколько дней, чтобы узнать больше о северном регионе Швеции в районе города Лулео, посмотреть, как все организовано в лодже и, конечно же, половить со льда, который держится здесь до конца апреля. Сразу скажу, что я выбрал довольно спокойный рыболовный сезон, самое начало весны, когда ночная температура может опускаться до отметки в -15 С, а днем подниматься до +1-3С.

Мне очень хотелось поймать три вида рыбы:
1. Арктический голец – самый загадочный и непредсказуемый хищник в этих местах. Эта рыба обитает в кристально чистых водоемах, поймать ее не просто, но очень интересно, в большей степени потому, что зимой он особенно красив .
Совсем рядом с лоджем, в пешей доступности расположено озеро, в котором живет большая популяция гольца весом 500-1500 г.
2. Трофейная щука – это культовая рыба Швеции и любимая рыба гида, с которым мы рыбачили все дни. На его счету более пятидесяти трофеев весом более 10 кг, и я быстро понял, что познакомился с настоящим фанатом ловли крупной щуки. Она водится во всех водоемах, но меня особенно заинтересовала рыбалка в устьях рек, впадающих в море, и в старинных глубоких озерах закрытого типа.
3. Окунь – одна из моих самых любимых рыб, и традиционный объект зимней ловли. Тут водятся запредельно крупные окуни длиной до 50 см и весом более 2 кг. Конечно, не просто поймать такого «горбача», но попытаться стоит.

ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Приехав в лодж и разместившись в небольшом и очень уютном шале, я проснулся раньше обычного, посмотрел в окно и поразился чистой, солнечной и белоснежной красоте, окружившей меня. Мой путь из Петербурга на автомобиле занял около двенадцати часов, расстояние чуть более тысячи километров, а заключительные 300 км я проехал в темноте, и просто не мог видеть эти зимние пейзажи. Сейчас, при свете яркого солнца, все было похоже на зимнюю сказку, а такого чистого снега я не видел уже давно. Сразу вспомнилось детство, катание с гор, лыжи и зимние морозы, которых у нас в этом году просто не было.
Я вышел на крыльцо, по прогнозу мороз примерно -15С, но в лучах ослепительного солнца он был неощутим.
Мне показалось, что на завтрак у меня ушло не более 10 минут, на сборы и того меньше и просто бегом я помчался на встречу с гидом, чтобы успеть на рыбалку пораньше.

РЫБАЛКА
Первый день мы разделили на две половины. Первую часть дня, до обеда погуляли по домашнему озеру в поиске гольца, а вторую половину провели на маленьком окуневом озере. Мне не терпелось начать с гольца и поскорее поймать его именно в ближайшем озере, чтобы определить активность и спланировать остальные дни.
На моей рыболовной практике было немного таких рыбалок, а без гида на незнакомом водоеме, пусть даже небольшом, быстро найти рыбу и поймать её очень сложно. Поэтому я следовал всем советам гида и просто ждал поклевки.

Для ловли арктического гольца применяется довольно деликатная и простая снасть. Зимнее удилище с мягким хлыстиком длиной около 40 см, пара мормышек, а между ними компактный светодиодный фонарик, который начинает мерцать от контакта с водой. Подо льдом абсолютная темнота за счет толстого слоя снега на его поверхности, фонарик хорошо привлекает внимание рыбы на большом расстоянии. Важно помнить, что большинство видов рыб, обитающих в приполярных широтах, бентофаги, то есть питаются различными насекомыми в придонном слое, что позволяет им выживать в суровых условиях скудной кормовой базы зимой. Голец - не исключение, и поймать его зимой на искусственную приманку практически нереально. Самое эффективное средство, это фосфоресцирующая мормышка в форме банана в компании с опарышем или земляным червем. Осторожная рыба собирается в стаи и прочесывает свои кормовые угодья в виде песчано-галечных участков дна с пологими свалами.
Техника ловли простая, приманка опускается почти на самое дно так, чтобы нижняя мормышка была на высоте 20-50 см от донной поверхности. Игра приманкой довольно пассивная, просто легкие покачивания с очень длинными паузами. Я считаю, что в данном случае можно экспериментировать, поднимать приманку значительно выше и менять интенсивность проводки.
В горных озерах на перевалах между Швецией и Норвегией гольца ловят даже на мелкого живца. Очень многое зависит от кормовой базы в каждом конкретном озере. К примеру, в одном может быть много рыбы, и в основном она некрупная, так как пищевая конкуренция не дает гольцам вырасти больше 1,5 кг. На соседнем озере ситуация может быть противоположной, плотность рыбы может быть в разы меньше, а размер доходить до 5-6 кг, а это уже (по гольцовым меркам) настоящий монстр.
Возвращаясь к нашему озеру, могу точно сказать, что есть смысл искать рыбу и не задерживаться на одном месте более полутора часов. Сменив место ловли, мне сразу же удалось поймать желанного гольца, а потом было еще несколько поклевок. Рыба берет довольно деликатно и требует пристального внимания, концентрации на снасти. Во время вываживания церемониться не нужно, голец силен и резок. Не знаю, что меня больше завораживает в этой рыбе, её красота или загадочность, но, определенно, я очень рекомендую половить ее и попробовать нежнейшее сашими, которое вам приготовят прямо в лодже. Самая высокая активность гольца, как правило по первому льду, в районе середины или конца ноября и до середины апреля, всю зиму, во время устойчивой морозной погоды, голец тоже стабильно ловится.
С окунем, особенно трофейным, история совсем другая. В нашем озере его очень много и регулярно ловятся особи весом далеко за килограмм, но найти его концентрацию или попасть на активность в начале марта значительно сложнее. Тут тоже на помощь приходит гид и специальные окуневые одинарники на цепочке, которые позволяют использовать подсадку из тех же опарыша или червя. Если я не ошибаюсь, такими крючками оснащены многие финские зимние блесна, а финны в этом деле толк знают. Безусловно, по первому льду можно обойтись без подсадки, ловить с тройником или на балансир, но на севере Швеции зима наступает быстро и стремительно, так что без «вкусной» подсадочки не обойтись.
Все мои попытки поймать крупного окуня, к сожалению, успехом не увенчались. В каждой лунке ловилось около десятка окуней весом 200-350 г. С одной стороны ничего выдающегося, а с другой - рыбка клевала бодро и не давала скучать. По мнению нашего гида, крупный окунь часто ловится вперемежку с мелким, нужно просто ждать и не терять надежды. На рыбалку у меня было всего три довольно коротких дня, и я решил переключиться на щуку.

Первое место, которое мы выбрали для охоты за трофейной щукой расположено примерно в получасе езды на автомобиле. Это еще одна важная особенность шведской рыбалки, отсутствие привязанности к одному водоему. Каждый день можно ловить в разных местах, на разных водоемах, ведь в округе их очень много. И мы выбрали действительно особенное место, это устье реки, которая впадает в Ботнический залив. За устьем открывается архипелаг из тысяч гранитных островов. На повороте река образует большую заводь с фоновой глубиной около полутора метров, тут много небольших приямков с подводной растительностью, и почти нет течения.
Оптимальное место для ловли щуки на живца. Классическая жерлица в Швеции под запретом, рыболовы должны использовать удилище с катушкой, и мы начали готовить снасти. Крупная щука любит крупного живца, но зимой наловить плотвиц весом в пол-кило не так-то просто. Из России я привез мелкой плотвы и карасей, а у гида был запасен окунь. Мы решили предложить щукам микс из пары живцов, окунь + плотва, окунь + карась. Кстати, шведские жерлицы тоже можно оснащать светодиодными фонариками, хуже не будет. Вся снасть очень мощная и кондовая, рассчитанная на действительно крупную рыбу.
Через час начались первые поклевки. Все щуки не дотягивали до трех килограммов, но уже стало веселее, и появилась надежа и уверенность. Оставалось дождаться момента, когда к нам пожалует настоящая «мамочка».
А пока можно пообедать. Наш гид оказался не просто рыболовом, а увлеченным кулинаром. Прямо на льду мы развели костер, и на огромной сковороде он приготовил одно из самых популярных и вкусных блюд «Pyttipanna». По сути, это ассорти из разных видов мяса, сосисок, лука и вареной картошки, обжаренное на сливочном масле. И поверьте, когда на улице примерно -10, а у тебя в тарелке горячая еда с дымком, такая сытная и ароматная, ты сразу понимаешь, вот она настоящая жизнь.
А после обеда мы дождались поклевок более крупной рыбы и были просто счастливы.
Сочетание солнечной и морозной погоды, вкуснейшей еды и рыбалки дали ощущение абсолютного счастья, с которым мы заснули, не успев прикоснуться к подушке.
Наступил новый день, и я оказался перед выбором, поехать на новое озеро и попытаться поймать действительно большую щуку и поохотиться на гольца. Кинули жребий, и щука победила. Заключительный день мы решили провести на новом озере и настроились на поимку монстра.
Через час мы были на месте. Бензобуром сделали десяток лунок и опустили живцов. Ситуация повторилась, в зачете несколько щучек, а трофея нет. Наступило время обеда, и нам приготовили бургеры на открытом огне. Это вообще отдельная история, за такими бургерами не лень и в Швецию съездить. Рыба продолжала нас томить и клевать отказывалась. Солнце шло к закату, стало холоднее, и когда мы решили сворачиваться, произошла та самая заветная поклевка. Весь вечер гид постоянно повторял одну и ту же фразу: только дождитесь «Блю лайтс». Это время, когда солнце касается линии горизонта, закат становится голубым буквально на несколько минут и на охоту выходит «Большая мама». Вдруг на самом последнем удилище поднялся флажок, а треск катушки мы услышали на расстоянии более ста метров. Спринтерский забег по сугробам заставил задуматься, бегал ли я так быстро хоть раз в своей жизни?) Рыба надежно засеклась и решила побороться за свою свободу, но мы были проворнее. Дело сделано, красивая упитанная щука и наши довольные лица оказались на фото, рыбу мы бережно отпустили и отправились домой.
На следующий день началась оттепель, температура воздуха подпрыгнула до пяти градусов. Я думаю, именно поэтому активность хищника накануне была невысокой.
Нам очень хотелось остаться еще на пару деньков, потому что три дня пролетели так быстро. Сюда нужно приезжать минимум на неделю, тогда времени хватит на все.

ЛОДЖ
Наверняка вам интересно узнать, где мы жили, как был организован быт и питание. Зимой это очень важно, особенно на севере Швеции.
BIG PIKE LODGE состоит из нескольких маленьких домиков для 2-3 гостей, миниатюрного отеля с дюжиной двухместных номеров и ресторана. Домики и номера в отеле очень чистые, там есть электрические обогреватели, горячая и холодная вода, а в коттеджах имеется еще и компактная кухня. Все просто и аккуратно, как и везде в Швеции. Ресторан заслуживает особенного внимания. Это просторное помещение с уютной зоной отдыха и камином. Здесь очень вкусно готовят, в баре огромный выбор напитков, включающий хороший выбор вин на любой вкус.
Это место подойдет для любых целей, как для поездки с друзьями, так и для корпоративного мероприятия, а кроме рыбалки зимой можно организовать интересные сафари на снегоходах и собачьих упряжках.

Подробнее о BIG PIKE LODGE можно узнать здесь.